В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 Министерство труда и социальной защиты РФ разрабатывает и утверждает соответствующие профессиональные стандарты (с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений). Соответственно, на официальном сайте Минтруда содержится исчерпывающий перечень разработанных и утвержденных профстандартов на данный момент. Реестр профессиональных стандартов актуализируется ежемесячно.

Если требования профессионального стандарта предусматривают наличие высшего образования и соответствующую программу обучения, то при наличии диплома сотрудника необходимо будет направить в порядке, предусмотренном статьей 196 ТК РФ, на переподготовку или курсы повышения квалификации, которые оплачивает работодатель. При отсутствии диплома необходимо объяснить сотруднику, что требования к его должности изменились, и либо предложить ему перевод на другую должность, где профессиональный стандарт не действует или работник соответствует его требованиям, либо организовывать аттестационную комиссию, признавать работника не соответствующим занимаемой должности и увольнять его по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 81 ТК РФ. Однако необходимо учитывать, что увольнять работника, который не соответствует профессиональному стандарту, можно только после не прохождения им аттестации (решение Конституционного суда, Постановление от 14.11.2018 № 41-П).

Если Трудовым кодексом или иным нормативным актом устанавливаются определенные требования к квалификации, которая необходима для выполнения определенной трудовой функции, работодатель обязан принять на работу лицо, которое соответствует этим требованиям. В случае нарушения данного требования работодатель может быть привлечен к материальной ответственности по основаниям и в порядке, предусмотренном статьей 5.27 КоАП РФ.

Данный законопроект  определяет новую систему оценки квалификации специалиста, которая основана на профессиональном стандарте педагога. После его введения планирется изменение не только процедуры аттестации педагогов, а также порядок оценки и самооценки педагогической деятельности, но и  введение профессионального экзамена на определение квалификации педагога. 

Дифференцированный подход выдвигает новые требования к оценке квалификации педагогических работников в форме профессионального экзамена, который может влиять на коэффициент надбавки к должностному окладу и являются основой для разработки документов по осуществлению кадровой политики, организации обучения и аттестации педагогов, управления персоналом, а также разработки должностных инструкций.

Процессы стандартизации развиваются в разных областях профессиональной деятельности. Без четких стандартов невозможно создать должностные инструкции, организовать профессиональную деятельность, адекватно оценить качество работы, провести аттестационные испытания. Даже в таком сложном, многоаспектном виде профессиональной деятельности, как педагогическая, необходим общий стандарт. Особая потребность в профессиональном стандарте педагога появилась с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Внедрение профстандарта педагога будет означать изменения в работе аттестационных комиссий. Предполагается, что будет создана система аудита – внутреннего и внешнего, с участием общественной структуры. Однако соответствующие процедуры еще не разработаны, а общественная организация педагогов не создана. 

В данную деятельность включены все образовательные организации-тьютеры, являющиеся победителями конкурса между образовательными учреждениями, внедряющими инновационные образовательные программы в рамках ПНП «Образование», победители конкурса инновационных продуктов и являющиеся экспериментальными плащадками различного уровня по направлениям основного содержания профессионального стандарта педагога. Ознакомиться с перечнем образовательных организаций, можно ЗДЕСЬ. По результатам апробации и экспериментального внедрения профстандарта на стажировочных площадках для педагогов Невского района будут разработаны следующие методические и инструктивные материалы:

 - Рекомендации по оценке и самооценке квалификации с учетом нового законопроекта;

- Рекомендации по подготовке к профессиональному экзамену на определение квалификационного уровня педагога;

- Методические рекомендации по профессиональному развитию;

- Методические рекомендации по формированию индивидуальной карьеры персонала;

- Методические рекомендации по персонифицированным моделям повышения квалификации.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №536 от 27 мая 2015 года создана  Рабочая группа по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов, утвержден ее состав, а также план-график ее деятельности. В 2015 – 2018 году Минобрнауки РФ будет проведена  работа по разработке  следующих профессиональных стандартов работников сферы образования:

Педагог (педагогическая деятельность в  сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель);

Педагог дополнительного образования детей и взрослых;

Педагог профессионального обучения водителей транспортных средств;
Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;

Специалист в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому сопровождению обучающихся);

Педагог-психолог (психолог в сфере образования);

Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог);
Тьютор, ассистент (помощник);
Руководитель образовательной организации и организации дополнительного образования детей;

Руководитель образовательной организации высшего образования, профессиональной образовательной организации и организации дополнительного профессионального образования;

Руководитель научной организации (управление научными исследованиями);

Научный работник (научная, научно-исследовательская деятельность).

Не нашли своего вопрос и ответа , задайте его нам !